Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельный метод обучения. На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
Поделитесь с участниками форума, как конкретно вы реализуете системно-деятельностный подход на уроках.
Урок литературы – это общение, это жизнь, это воспитание чувств. Формула такого урока: интерес + понимание + принятие + сопереживание + любовь.
Как добиться этого? Как создать интересный, познавательный, значимый для учащегося урок литературы? Как Словом воздействовать на него, воспитать Человека, Читателя?
Урок в форме дебатов помогает мне реализовать все поставленные мною перед занятием задачи.
1. Задачи содержательного плана: - осознание учащимися особенностей проблематики изучаемого произведения; творчества писателя, эпохи, в которой он жил и творил, - творческий подход к осмыслению полученных знаний.
2. Задачи организации коллектива: - выполнение творческой работы в группе (малой и большой), - согласованность в обсуждении проблемы и поиска ее решения.
Наблюдения за работой учащихся во время подготовки и проведения дебатов, анализ ее результатов показали, что старшеклассники успешно овладевают необходимыми для развития их личных качеств умениями, а именно: умением перерабатывать материал с целью отбора точной информации для убедительного изложения своей позиции; целенаправленно работать над совершенствованием устной речи (она становится более взвешенной, логически выверенной, лексически и синтаксически обогащенной, интонационно выразительной).
Кроме того, развивается не только интерес к литературе. Ученик приобщается к работе с книгой, со Словом, учится внимательно слушать и слышать речь другого (аудированию), что в конечном итоге ведет не только к повышению уровня речевого развития, но и к осуществлению возможности расширить и углубить свои знания.
Системно-деятельностный подход учит детей самостоятельному мышлению,логике, умению общаться в группе, социализирует детей .
Мне очень нравится применять на занятиях форму диспута, когда роли распределяются случайным образом, и участникам диспута приходится иногда отстаивать высказывание, с которым они в обычной жизни не согласны. Получается интересная ситуация, когда человек ищет аргументы и доказывает не принадлежащее ему мнение. Это реальный путь к лучшему пониманию ситуации и компромиссу. Активность участников диспута всегда намного выше, чем при традиционном опросе.