Отвечает Александра Фокина, эксперт в области возрастной психологии, консультировании и психодиагностики детей дошкольного и школьного возраста, межличностных отношений родителей и детей. Доцент кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии ОАНО ВО МИТУ, спикер научно-практических конференций федерального уровня, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
Рассмотрим на основе реального случая, как педагогу-психологу работать с неуспевающими школьниками, когда неуспеваемость обусловлена поведенческими расстройствами.
Кристина, ученица 5-го класса, в начальной школе училась хорошо. Но в первый месяц в средней школе внезапно для всех написала все проверочные работы на двойки. Она до ночи сидит с уроками, пытается придумать причины, чтобы не ходить в школу. Часто плачет на уроках, говорит, что не может ничего запомнить, что боится учителей и родителей.
Симптомы дезадаптации: резкое снижение успеваемости, академические трудности, низкий интерес к учебе. В группе риска – учащиеся 1, 5, 10-х классов, дети-беженцы.
1.Пригласите на консультацию педагогов и родителей. Расскажите им про симптоматику адаптационных периодов. Проговорите, что в школьные годы адаптационные кризисы практически всегда сопровождаются снижением успеваемости. Расскажите, что адаптационные сложности не говорят о том, что ребенок болен, имеет интеллектуальные трудности, делает так назло или от непонимания. Причина сложностей – нехватка психологических ресурсов. Ребенок расходует все силы, чтобы приспособиться к новым условиям. Объясните, что учебные трудности в период адаптации сигнализируют о том, что новые условия стрессовые для ученика. Обсудите, как можно помочь ребенку адаптироваться. Например, отменить на время кружки, секции и дополнительные занятия, выделить время на отдых и игру по своему усмотрению. Расскажите педагогам, что преодолеть адаптационный период ученикам помогают опыт успеха, одобрение, занимательные и творческие задания, личный контакт с педагогом.
Прием «Кулаки» – сожми кулаки как можно сильнее, напрягись. Подержи их так 2–3 секунды. Расслабь. Повтори 3–4 раза
2.Оцените состояние учащегося. Установите контакт, соберите жалобы, узнайте, есть ли у ребенка собственные запросы. Используйте проективные методики, чтобы оценить эмоциональную сферу, и обсудите результаты диагностики с учащимся.
Научите ребенка простым приемам, как повысить работоспособность и снизить волнение. Например, прием «Нагрузка направо» увеличивает сосредоточенность, логичность, готовность воспринимать материал. Прием «Кулаки» позволяет быстро совладать с эмоциями, взять их под контроль.
3.Посмотрите тетради учащегося за прошлые годы обучения. Обсудите, как ребенок тогда выполнял задания, какие правила использовал, что помогало. Вместе с ним выполните 4–5 заданий по прошлогодним темам. Это напомнит учащемуся, что он мог делать. Обсудите план действий. Например, попросить у учителя дополнительное задание и выполнить его под руководством взрослого. Назначьте еженедельные встречи с учеником на ближайшие 4 недели, чтобы снизить эмоциональные трудности.
4.Дайте рекомендации взрослым. Обсудите с ними, как можно снизить эмоциональное давление на ребенка. Попросите их говорить не об оценках, а об учебных действиях ребенка. Порекомендуйте проводить параллели со способами работы в прошлом году и транслировать позицию, что сейчас сложный период, трудности есть, но учащийся их преодолеет.