Отвечает Виктория Ярцева, юрист-редактор Актион Образование, эксперт по образовательному праву. Составитель программ воспитания для школы. Лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования.
Аттестация на квалификационную категорию проходит по желанию работника. Он подает заявление в аттестационную комиссию, которую формирует региональный орган власти. Если педагог соответствует всем критериям, то ему присвоят первую квалификационную категорию, а на повторной аттестации – высшую. Педагоги, которым присвоили категорию после сентября 2023 года, получают приятный бонус: категории стали бессрочными (до окончания срока действия приказа № 196 - 31 августа 2029 года).
1 шаг. Рассказать педагогу: как, где, зачем и кто присваивает категорию
Надо собрать всех молодых специалистов и организовать обмен опытом с педагогами, которые уже получили первую категорию. Коллеги расскажут молодым педагогам, зачем получать категорию, как проходит процедура оформления, что требует комиссия для аттестации и где посмотреть ее требования. А также ответят на вопросы молодых специалистов. Новички должны знать, что от наличия категории зависит размер зарплаты. Региональные и местные акты предусматривают доплаты тем, кто получил первую и высшую квалификационные категории. К тому же категория как индикатор профессионального мастерства повышает престиж педагога в глазах коллег и общественности. Категорию присваивают по итогам аттестации. Ее проводят комиссии, которые создаются региональными органами власти для аттестации педагогов государственных, муниципальных и частных образовательных организаций (ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Комиссии формируют по территориальному принципу, направлениям или профилям деятельности аттестуемых, по типам образовательных организаций и их ведомственной принадлежности. Орган власти определяет состав комиссии, регламент ее работы и условия, на которых привлекают специалистов. Например, условия оплаты труда, порядок компенсации транспортных расходов. В состав комиссии входит минимум семь человек. Обязательно включают представителя профсоюза и специалистов для всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогов (п. 26 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
2 шаг. Предложить варианты, как можно подать заявление. Форму заявления определяет региональный орган, который курирует аттестацию педагогов. Порядок устанавливает, что в заявлении надо указать:
• уровень образования и квалификации педагога,
• результаты его профессиональной деятельности,
• должность, по которой желает пройти аттестацию.
На сайте аттестационной комиссии публикуют форму заявления или предлагают заполнить его в электронном виде в личном кабинете педагога на портале Госуслуг, в региональной системе аттестации педагогов.
Есть пять способов подать заявление:
• лично в аттестационную комиссию,
• по почте письмом с уведомлением о вручении,
• в форме электронного документа через специализированный региональный сайт,
• посредством федерального портала Госуслуг (ЕПГУ),
• через региональный портал государственных и муниципальных услуг, интегрированных с ЕПГУ.
Аттестационная комиссия рассмотрит заявление в течение 30 календарных дней. После этого письменно уведомит педагога о сроках, формах и способах проведения аттестации (п. 31 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).
3 шаг. Помочь работнику оформить портфолио. Педагог вправе предоставить комиссии дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность. Срок, в который необходимо предоставить документы, – минимум за пять рабочих дней до заседания. На сайте комиссии размещают информацию, что и в какой форме направить. Там часто публикуют описание и перечень сведений для аттестации.
Портфолио – одна из форм, в которой педагог предоставляет сведения для аттестации. В него включают факты, которые свидетельствуют о профессиональных достижениях педагога, и документы, которые их подтверждают: грамоты за успешную работу от работодателя, дипломы об участии в конкурсах педагогического мастерства, благодарственные письма от администрации муниципалитета. Также в портфолио входят учебно-методические наработки, перечень публикаций, описание результатов внедрения инновационных подходов к обучению и воспитанию. Старшие педагоги подскажут, как лучше оформить портфолио. Ведь они уже проходили аттестацию и знают, на что комиссия обращает внимание.
4 шаг. Настроить педагога на заседание. Активная часть аттестации – заседание. Комиссия заранее определяет день заседания и сообщает дату педагогу. Педагог вправе присутствовать на заседании. Однако если он не явился, аттестационная комиссия проведет аттестацию без него (п. 34 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). Заседание правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссии (п. 33 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). На заседании оценивают профессиональную деятельность педагога. Для этого результаты его работы сопоставляют с показателями из пункта 35 Порядка аттестации, если они связаны с деятельностью работника.
Для первой категории работник должен иметь:
• стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусства, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией;
• стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством;
• подтверждение того, что у обучающихся развились способности к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
• личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогов.
По итогам аттестации комиссия примет одно из решений: установить первую квалификационную категорию по должности или отказать в ней.
Решение принимают открытым голосованием большинством голосов членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Перед голосованием педагога просят удалиться (п. 39 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). При равенстве голосов работнику все же установят категорию. Результаты сообщат педагогу сразу, если он присутствовал на заседании. В противном случае работник посмотрит их на сайте аттестационной комиссии или органа управления образованием (пп. 39, 42 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). Решение о присвоении категории вступает в силу со дня вынесения.
5 шаг. Поддержать педагога, если аттестация прошла неуспешно. Если педагог не согласен с результатами аттестации, пусть не отчаивается – есть два варианта. Первый – обжаловать результаты, второй – подать заявление заново через год. Обжаловать решение аттестационной комиссии можно в досудебном и судебном порядке (п. 43 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). Для этого надо подать жалобу в орган, который создал комиссию. Или направить иск в районный суд (ч. 1 ст. 1, ст. 19 КАС РФ).
Заново подать заявление на присвоение категории работник вправе только через год со дня, когда аттестационная комиссия приняла решение об отказе (п. 41 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). В этот период помогите молодому педагогу лучше подготовиться к аттестации. Назначьте ему наставника, который подскажет, какие лучше материалы подготовить для портфолио и в какой форме. Замотивируйте наставника тем, что по итогам такой работы он сам сможет претендовать на новую категорию «педагог-наставник». Ее ввели с 1 сентября 2023 года.
Информация об аттестации в Свердловской области размещена на сайтах:
Аттестация педагогических работников | НТФ ИРО (ntf-iro.ru)
Отдел организации и сопровождения аттестации работников системы образования (irro.ru)