Отвечает Александра Фокина, эксперт в области возрастной психологии, консультировании и психодиагностики детей дошкольного и школьного возраста, межличностных отношений родителей и детей. Доцент кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии ОАНО ВО МИТУ, спикер научно-практических конференций федерального уровня, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
У низкой успеваемости учащегося 4 основные причины. Первая – отставание от нормы в развитии познавательной, мотивационной, эмоциональной сферы. Вторая – педзапущенность: учащийся при нормальном уровне способностей не справляется с программой, потому что не освоил часть базового материала или базовые учебные навыки.
Третья и четвертая причина низкой успеваемости – кризисы, через которые проходит ребенок. Это либо нормативный возрастной кризис, либо эмоциональный контекст: травма, конфликт с учениками или педагогами, тревога.
История. Пятиклассник Дима – неуспевающий по русскому языку и математике. К пятому классу не знает основных правил по этим предметам. Он не выучил таблицу умножения, не умеет делить в столбик, не знает падежи и не различает второстепенные члены предложения. Учителя отмечают, что у мальчика нормальные способности, но из-за того, что у него нет твердых базовых знаний, он не может успешно и быстро справляться с заданиями. На уроках развивающего цикла, на истории, окружающем мире, литературе он учится на хорошо и удовлетворительно.
Родители Димы разведены, отец никакого участия в воспитании не принимает. Бабушки и дедушки живут далеко и помочь не могут. Мать молодая, много работает, пытается построить новые личные отношения, учебой с сыном заниматься не успевает.
Главный признак педагогической запущенности: недостаток знаний и умений при нормальных способностях. Ребенок может учиться успешно, но из-за того, что не освоил часть программы когда-то, не справляется с заданиями сейчас.
1. Проведите диагностику познавательного развития. Используйте культурно-независимые тесты, которые оценивают способности, а не школьные знания. Например, тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена для оценки невербального мышления, методику «Исключение предметов» С.Я. Рубинштейн для оценки вербального мышления. После убедитесь, что программа обучения соответствует уровню развития познавательной сферы учащегося. Например, учащийся с ЗПР обучается по АОП для детей с ЗПР, а нормотипичный учащийся – по общеобразовательной программе.
2.Проверьте уровень знаний по предметам, по которым учащийся не успевает. Найдите, с заданиями какого уровня он может справиться. Например, с заданиями по темам, которые класс изучает сейчас или изучал две недели назад, или месяц назад. Для этого предложите учащемуся выполнить любые 1–2 простых задания по учебнику по той теме, которую проходили 2 недели назад. Не справился – предложите задания начала учебного года. Выполняйте задания до тех пор, пока не дойдете до того уровня, с которым ученик справляется. Подбадривайте учащегося во время диагностики. Транслируйте позицию: ищем то, что ты можешь делать легко.
Важно. Если уровень сложности образовательной программы вне зоны ближайшего развития учащегося, то он будет неуспевающим.
3.Узнайте историю учебных трудностей. Спрашивайте безоценочно, резюмируйте основные этапы и их результаты. Например: «Сначала все шло хорошо, у тебя получалось, а когда вы стали проходить дроби, стало сложно. Сейчас ты не знаешь, с чего начать и что делать, когда видишь задания». Озвучьте достижения учащегося и то, какого результата хотите достичь.
4. Дайте обратную связь. Расскажите родителю или педагогу, которые просили провести диагностику учащегося, о педагогической запущенности. Уточните, в каком классе и на каких темах возник пробел. Объясните стратегию коррекции: опираться на твердые знания, восполнять пробелы в базовых знаниях, отрабатывать типовые задания и их алгоритмы.
Совместно с педагогом продумайте, какие дополнительные задания дать ученику. Примеры заданий скачайте ниже. Напомните педагогу, что положительная оценка за усилия, прогресс, попытки выполнить задания мотивируют.
5. Начните коррекцию педзапущенности. Договоритесь с учеником о регулярных коррекционных занятиях. Объясните, что вы вместе с ним выберете, с чего начать, а после придумаете и сделаете памятки, карточки, опорные схемы, которые помогут в выполнении заданий. Расскажите, что на занятиях вы научите способам запоминания материала, будете поддерживать ученика в его дополнительных занятиях по предмету.
Проанализируйте, как ученик работает с заданиями по предметам: читает ли условия задания, внимателен ли, умеет ли понять вопрос, пытается ли вспомнить или найти алгоритм действий, умеет ли применить правило к заданию. Если какие-либо из этих и подобных общеучебных умений не сформированы, занимайтесь их развитием. Для развития общеучебных умений используйте простой материал, наглядные, понятные, занимательные задания. Обращайте внимание ученика на алгоритмы, последовательность учебных действий при выполнении заданий.