Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание не только технике чтения, но и работать над смысловой стороной чтения. Ребенок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребенку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста - это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период учитель использует коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения.
Выбор вида чтения зависит от цели чтения. Нельзя одинаково читать художественный текст и научно-популярный. Поэтому на уроке окружающего мира или математики следует использовать механизм чтения отличный от механизма, который используется на уроке литературного чтения, где в основном читаются художественные тексты. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если текст предназначен для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться.
Способы чтения
Аналитический
В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения - понять отношение автора к предмету или явлению, выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Необходимо проанализировать текст, чтобы ребенок мог определить:
какой текст он читает, то есть понять его основной предмет;
в чем смысл текста;
на какие смысловые или структурные части он подразделяется;
какие основные проблемы автор текста ставит или пытается решить.
2. Интерпретационный
Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа - выявить, какие задачи автор в этом тексте поставил и каким образом и насколько их решил. Для этого необходимо:
обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;
обнаружить и интерпретировать самые важные предложения в тексте;
обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы в тексте;
определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.
При этом главное внимание необходимо уделить терминам и суждениям автора. Результат - понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план).
3. Оценочный
Цель - оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель.
Приемы стратегии смыслового чтения
1. Стратегии предтекстовой деятельности. Направлены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта учеников, на создание мотивации к чтению (мозговой штурм, глоссарий, ориентиры предвосхищения содержания текста, батарея вопросов: вопросы для припоминания, предвосхищающие вопросы, рассечение вопроса)
2. Стратегии развития словаря (обзор словаря, аналогия, постепенная догадка по контексту).
3. Стратегии текстовой деятельности (чтение вслух - попеременное чтение, чтение про себя с вопросами, чтение с остановками, чтение про себя с пометками).
4. Стратегии послетектовой деятельности (отношение между вопросом и ответом, вопросы после текста (Таксономия Блума), тайм-аут, проверочный лист)
5. Стратегии компрессии текста (аннотация - краткий пересказ - пересказ).
Кроме того, ФГОС НОО требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов, т. е. смысловую сторону чтения нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом, используя при этом не только сплошные тексты, но и несплошные.
Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание не только технике чтения, но и работать над смысловой стороной чтения. Ребенок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребенку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста - это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период учитель использует коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения.
Выбор вида чтения зависит от цели чтения. Нельзя одинаково читать художественный текст и научно-популярный. Поэтому на уроке окружающего мира или математики следует использовать механизм чтения отличный от механизма, который используется на уроке литературного чтения, где в основном читаются художественные тексты. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если текст предназначен для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться.
Способы чтения
Аналитический
В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения - понять отношение автора к предмету или явлению, выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Необходимо проанализировать текст, чтобы ребенок мог определить:
какой текст он читает, то есть понять его основной предмет;
в чем смысл текста;
на какие смысловые или структурные части он подразделяется;
какие основные проблемы автор текста ставит или пытается решить.
2. Интерпретационный
Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа - выявить, какие задачи автор в этом тексте поставил и каким образом и насколько их решил. Для этого необходимо:
обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;
обнаружить и интерпретировать самые важные предложения в тексте;
обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы в тексте;
определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.
При этом главное внимание необходимо уделить терминам и суждениям автора. Результат - понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план).
3. Оценочный
Цель - оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель.
Приемы стратегии смыслового чтения
1. Стратегии предтекстовой деятельности. Направлены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта учеников, на создание мотивации к чтению (мозговой штурм, глоссарий, ориентиры предвосхищения содержания текста, батарея вопросов: вопросы для припоминания, предвосхищающие вопросы, рассечение вопроса)
2. Стратегии развития словаря (обзор словаря, аналогия, постепенная догадка по контексту).
3. Стратегии текстовой деятельности (чтение вслух - попеременное чтение, чтение про себя с вопросами, чтение с остановками, чтение про себя с пометками).
4. Стратегии послетектовой деятельности (отношение между вопросом и ответом, вопросы после текста (Таксономия Блума), тайм-аут, проверочный лист)
5. Стратегии компрессии текста (аннотация - краткий пересказ - пересказ).
6. Общеучебные стратегии (знаю - хочу узнать - узнал, граф-схемы "Кольца Венна").
Кроме того, ФГОС НОО требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов, т. е. смысловую сторону чтения нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом, используя при этом не только сплошные тексты, но и несплошные.