Виды учебной мотивации
Внутренняя мотивация. Основывается на собственных интересах, целях и стремлении. Когда ребенок внутренне мотивирован, он испытывает удовлетворение от самого процесса обучения и от достижения прогресса, он видит цель и стремится к ней.
Внешняя мотивация. Основывается на внешней стимуляции, такой как похвала, награда, поощрение или избежание наказания. Избыток внешней мотивации приводит к потере интереса и снижению обучаемости.
Активные формы обучения, которые повышают познавательный интерес:
решение проблемных ситуаций;
использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании;
позитивное эмоциональное подкрепление.
Почему падает мотивация:
не ощущает собственной значимости;
не хочет знать окружающий мир, не ставит перед собой цель;
не понимает учебный материал или уроки проходят однообразно;
нарушены взаимоотношения с учителем, родителем, сверстником;
не хватает родительского внимания, есть упреки, критика в сторону ребенка;
выросли нагрузки в урочное или внеурочное время.
Во второй половине учебного года причиной снижения мотивации становятся высокие нагрузки в урочное или внеурочное время. Из-за них появляется утомляемость и пропадает желание что-либо делать.
Чтобы повысить мотивацию к обучению у учащихся, необходимо выстроить взаимодействие педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников и родителей.