Уважаемые родители, давайте вместе с экспертами обсудим, какие новшества стандартов положительно повлияют на школу и наших детей, а какие могут вызывать опасения.
В основном существенные изменения касаются деятельности руководителей образовательных организаций и педагогов. Администрацией школы будут написаны новые образовательные программы на уровень начального и основного общего образования, а педагоги разрабатывают новые рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям. Школьным командам придется пересмотреть как школьные локальные акты, так и организацию внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение детей и многие другие вопросы организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Перечислим положительные изменения:
Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизировать требования к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
С одной стороны, появилось конкретное содержание по каждой предметной области, в том числе модулей ОРКСЭ на уровне НОО (п. 43.3 ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287). Это делает стандарты понятными для педагогов, родителей и школьников, а также позволяет выстроить единую цепочку «программа – учебник – уроки – итоговая аттестация».
С другой стороны, жесткая фиксация предметного содержания образования прошла в ущерб развитию проектной деятельности, межпредметных и метапредметных навыков XXI века, сквозных, междисциплинарных технологий, включая умение учиться. И это несмотря на то, что большое внимание уделено формированию и развитию гибких навыков учеников.
Раньше личностные и метапредметные результаты были описаны обобщенно и вызывали много вопросов у педагогов. Теперь же каждое из выделенных УУД содержит критерии их сформированности. Учителям будет проще организовать на уроках систему формирующего оценивания.
Новые ФГОС не отходят от системно-деятельностного подхода. В них конкретно определили требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. В старых стандартах эти результаты были представлены перечнями. Сейчас они описаны по группам. Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
Снизили объем аудиторной нагрузки, такое решение приняли, чтобы разгрузить школьников;
- в начальной школе снизили объем внеурочной нагрузки (раньше он составлял максимум 1350 часов за 4 года обучения, теперь – максимум 1320 часов).
Под задачи, которые формулируют новые стандарты, нужен новый учитель: рефлексивный, чуткий к изменениям настроения учеников и готовый меняться сам.
Теперь содержание основных образовательных программ НОО и ООО должно быть вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на различные потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Например, разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Еще варианты – реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников или предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули в структуре программ НОО и ООО.С одной стороны, новое требование вариативности дает школе достаточную свободу выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут преподавать предметы так, как считают нужным и подходящим для конкретных классов. Но эта свобода ограничена четкими требованиями к предметным результатам.
Убрали из списка обязательных предметов второй иностранный. На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных. Раньше школы, которые не могли обеспечить качественное изучение второго иностранного языка, вынуждены были либо вводить предмет для галочки, либо нарушать требования ФГОС. Для тех же школ, у которых есть ресурсы, отсутствие второго иностранного языка в списке обязательных предметов лишь помогает сделать программы вариативными, как того требуют новые стандарты.
Внедрение стандартов неизбежно будет способствовать повышению расходов школ на материально-техническое обеспечение.
Расширили требования к материально-технической базе. Например, для начальной школы перечислены условия, при которых он должен применяться. В них есть, например, наличие концертного зала, помещения для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов; классы, оборудованные балетными станками и другие нереалистичные вещи (п. 35.3 ФГОС НОО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286). Большинство школ не сможет обеспечить такие условия для реализации ФГОС НОО.
Как Вы считаете, в чем состоят плюсы и минусы новых стандартов?
Плюсов больше
Минусов больше
будут ли изучать финансовую грамотность