Дети на своем уровне осмысляют то, что происходит в мире взрослых. И СВО не исключение. Если ребенок обращается к взрослому в поисках ответа на вопрос, значит, нуждается в опоре. Нельзя оставлять вопросы детей о СВО без ответа. Воспользуйтесь рекомендациями, как отвечать на вопросы детей о СВО.
Поинтересуйтесь, что ребенок знает и думает по вопросу
Это традиционная рекомендация для сложных разговоров с ребенком. Так, во-первых, вы поймете, каковы представления ребенка. Во-вторых, покажете ему свое внимание и готовность разговаривать. Пока ребенок говорит о своих мыслях и чувствах, его надо выслушать.
Слушайте и признавайте чувства. Слушайте активно: внимательно, не перебивайте даже для того, чтобы скорее утешить, если ребенок боится. Дайте выразить то, что ребенок переживает. «Отзеркальте» его чувство, если он его проявил, то есть проговорите его, например: ты беспокоишься. Если вы при этом сумеете учитывать эмоцию ребенка, сохранить в себе самообладание и спокойствие, вы решите еще одну важную задачу: контейнируете эмоцию ребенка.
Контейнирование (способность выдержать эмоции ребенка и свои, которые возникают при ответе на вопрос) дает ребенку почувствовать, что есть родитель, который сохранит его в безопасности. Для детей чувство защищенности – принципиальное условие развития. Поэтому и ответы взрослых на вопросы детей о СВО должны показывать ребенку, что взрослый рядом, слышит его, учитывает и продолжает заботиться.
Отвечайте посильно по сложности и развернутости. Чем младше ребенок, тем более кратким должен быть ваш ответ. Говорите сразу самое главное, то, что считаете наиболее существенным. Дозируйте информацию: детям нужны главные ответы, а не детальный рассказ, без переносных значений или намеков.
Отвечайте в соответствии со своими убеждениями и ценностями
Дети могут задавать вопросы о причинах СВО, предполагаемой длительности, значении операции для России и мира. Понятно, что на политические вопросы ребенка родители будут отвечать согласно своим убеждениям и ценностям.
Отношение к СВО определяется тем, что человек считает ценным и важным, что он ценит в России, чем и ради чего готов жертвовать. Патриотический взгляд можно передать так: объяснить, что СВО – не начало, а продолжение достаточно давнего конфликта, в котором участвуют много стран, не только Россия и Украина. Объясните, что СВО нужна, чтобы защитить население ДНР и ЛНР. Что война – тяжелое и страшное событие, но бывают обстоятельства, когда она неизбежна, чтобы защитить интересы и жителей страны. Можно коротко рассказать о том, как реагируют другие страны на СВО.
Говорите конкретно, если ребенок задал вопрос о безопасности своей и родных. Обратите внимание:
В диалогах придерживайтесь правила «я – ты – мы». Когда говорите о чем-то, что вам нравится в словах и действиях ребенка, говорите «ты». Когда говорите о том, в чем не согласны, используйте «я». Когда говорите о том, в чем вы с ребенком имеете одинаковое мнение, говорите «мы». Не отвечайте в общем. Обязательно нужно перечислить ребенку, как его безопасность поддерживается в настоящее время, кто и как заботится о нем. Если вы видите, что у ребенка очевидно выросла тревожность, он нервный, беспокойный, перечислите ему все, что осталось в вашей жизни неизменным. Дети опираются на стабильность. Если в вашей семье есть мобилизованные, важно принимать чувства ребенка, говорить, что вы тоже скучаете, ждете, надеетесь на лучшее. Скажите, что будете поддерживать ребенка во всех случаях, когда ему стало тревожно, страшно, и действительно говорите с ним, давайте ему поделиться чувствами.
Учитывайте, что дети 9–10 лет уже приближаются к подростковому возрасту. Чем ярче выражены подростковые черты у ребенка, тем больше вероятность, что он будет задавать вопросы мировоззренческого характера, спорить и говорить дискуссионные вещи. Так естественно проявляется особенность подросткового мышления. Чтобы сохранить диалог с ребенком такого сложного возраста, не переходите на личности, давайте аргументированные ответы, дослушивайте ребенка, но и обозначайте границы: если ребенок говорит что-то, что вы считаете неприемлемым, скажите ему о своем мнении.
Уточните у ребенка, понятны ли ему ваши слова. А также что еще он хочет спросить. Так вы, во-первых, получаете обратную связь от ребенка, во-вторых, показываете, что открыты к диалогу.
О чем не нужно говорить, когда отвечаете на вопрос. Не надо живописать кровавые подробности, транслировать ненависть, предрекать всеобщую гибель. Нельзя формировать у детей установку на стыд перед своей национальной принадлежностью. Нельзя воспитывать ненависть к представителям других национальностей. Не нужно делиться с ребенком всеми почерпнутыми в разных источниках сведениями об СВО. Надо регулировать и свою погруженность в информацию. Нужно понимать, что идет в том числе и информационное противостояние, во время которого транслируют недостоверные сведения.