Три фактора. Мастерство педагога, обучаемость ученика, образовательная среда.
Про мастерство: хороший педагог научит на «тройку» любого нормотипичного (без ментальных отклонений) ученика. Конечно, нужно искать индивидуальный подход к ученику, преодолевать его демотивацию и исключать саму мысль, что «этого научить нельзя». Если ученик с отклонениями, то дело берет в свои руки руководитель и запускает процедуру перевода на АООП.
Про обучаемость: она у всех разная. Если коротко, это показатель когнитивных возможностей ученика, умноженный на его эмоционально-волевую сферу. Диагностика обучаемости – сложна и неоднозначна. Само понятие обучаемости больше отработано в психологии, чем в педагогике; поэтому наши школьные «стартовые диагностики» - не про обучаемость, а про освоение КЭС (контролируемых элементов содержания).
Педагог по наитию видит и обучаемость, и предметную одаренность, но документально это нигде не фиксируется. Не принято. Чутье педагога востребовано разве что на малых педсоветах. Если чутье подсказывает, что плохи дела, – нужно ставить на индивидуальный учет, собирать аргументы, беседовать с родителями и выводить на АООП. В противном случае – надо будет научить.
К сожалению, такая компетенция, как «чутье», отсутствует в профстандарте. Зато там есть такая функция «Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей».
Про среду: она либо мотивирует, обязывает к дисциплине и академической ответственности, либо нет. Среда – итог коллективных усилий, нравственных приоритетов и созидающей энергии каждого. Внеурочная деятельность атрибутирует возможности среды. Предметно-пространственная составляющая среды ценна, но не играет ведущей роли. Педагог в силах создавать микросреду развития ученика на своих уроках. Очень хорошие работы по образовательной среде есть у Ю. Мануйлова (д.п.н.)