Обсудим, какие стратегии поведения выбирать учителю, когда ребенок прибегает к провокациям. Для начала уточним, какие вообще есть функции у провокационного поведения. Как и другие психологические проблемы, оно сигнализирует о неудовлетворенной потребности. Кроме того, провокация призвана повлиять на человека, к которому она обращена. И, наконец, она позволяет провокатору получить что-то.
⭕️ Чего он добивается. Если вас провоцируют, попробуйте понять ведущую функцию такого поведения. Например, ученик изучает вас; привлекает внимание; проверяет на устойчивость; выражает свой интерес; хочет получить помощь; протестует против того, что не учитывают его мнение; пытается повысить статус в классе.
⭕️ Что он получит, если вы привычно отреагируете. Если будете вести себя ожидаемым для провокатора образом, то он получит для себя какую-то выгоду. Например, окажется в центре внимания; ощутит собственную значимость; изольет накопившееся раздражение и обиду на взрослых; получит помощь; приобретет право не делать задание.
Ребенок перестанет использовать провокации, если поймет, что с их помощью он не достигнет желаемого. А значит, педагогу имеет смысл вести себя не так, как ожидает провокатор.
Какие альтернативные варианты поведения выбирать в ответ на провокацию:
☑️Коротко, немногословно, однозначно высказаться о своих реальных чувствах («сержусь», «раздражаюсь», «смешно, но надо работать») и перейти к делу. Не давать сценарию развиваться привычным образом, не вступать в переругивание.
☑️ Использовать правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь».
☑️ Повысить темп урока, дать персональное задание.
☑️ Обратить внимание на поведение остальных учащихся, переключить внимание класса на другую работу или другой диалог – лучше с популярным ребенком.
☑️ Избегать риторических вопросов вроде «Ты что, самый умный?» — они делают диалог бессмысленным.
☑️ Реагировать только на первую шутку.
☑️ Поощрять здоровое поведение: улыбкой, похвалой, вниманием, мягким тоном, возможностью заняться тем, от чего ребенок получает удовольствие. Для младших ребят можно использовать специальные жетоны (значки, плюсики, штампы в тетрадке) как символы достижения.