С 1 сентября 2024 года действует постановление Правительства, которым утвердили Правила применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Документ распространяется в том числе на школы и детские сады.
Новые Правила существенно отличаются от предыдущих. Правительство добавило детальные нормы, которые соответствуют современным технологиям. Определили порядок введения электронного и дистанционного обучения, проведения промежуточной и итоговой аттестации, сроки публикации документов на сайте, особенности отказа от дистанционки и т. д.
Ввели также новые термины и определения.
Правила устанавливают, что образовательную программу можно реализовывать дистанционно полностью или частично. В любом случае это должно соответствовать ФГОС и ФГТ (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).
Под электронным обучением надо понимать взаимодействие обучающегося с педагогом посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания. Взаимодействие может происходить в режиме реального времени или быть отложено во времени.
Дистанционное обучение характеризуется применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).
Школы и детские сады должны также использовать Методические рекомендации Роспотребнадзора при применении электронного и дистанционного обучения (МР 2.4.0330-23). Рекомендации распространяются на программы дошкольного, начального, основного и среднего общего, среднего профессионального и дополнительного образования.
Из буквального трактования статьи 16 Закона об образовании и пункта 4 Правил можно сделать вывод, что любое применение электронных образовательных ресурсов подпадает под определение электронного образования. Поскольку новые ФГОС школы и ФОП активно ориентируют педагогов на использование электронного контента, то Правила распространяются как минимум на большинство ООП НОО, ООО и СОО. Получается, что все школы, используя ФГИС «Моя школа», в той или иной части применяют электронное обучение. Это же касается и детских садов, если они пользуются ресурсами ФГИС «Моя школа».
Решение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий надо принимать совместно со всеми участниками образовательных отношений (п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Решение надо оформить в виде локального акта. В буквальном смысле это означает, что локальный акт должны утвердить все участники образовательных отношений. Это противоречит законодательству, так как педагоги, дети и родители не имеют такого права по уставу.
Единственный выход – поручить коллективам с представителями от педагогов, родителей и детей рассмотреть проекты актов, в которых вы регулируете электронное и дистанционное обучение, и согласовать эти документы. Например, это может быть управляющий совет или отдельно совет родителей, совет обучающихся и педсовет. Решения этих органов надо зафиксировать в протоколах. Желательно там указать обе формулировки – что органы согласовали и приняли локальные акты. Тогда вы подтвердите проверяющим, что выполнили требования новых Правил.
Какие ресурсы понадобятся школе?
Обязаны ли школы и ДОУ размещать локальный акт об электронном и дистанционном обучении по новым Правилам до 01.05.2024
Какие новые термины были введены?
Информационные системы – государственные, региональные информационные системы и информационные системы образовательных организаций, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Онлайн-курс – учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций и образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через интернет, и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения.
Цифровой образовательный контент – материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся.
Цифровые образовательные сервисы – цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности;
Цифровое индивидуальное портфолио обучающегося – структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса.