С сентября 2023 года действуют новая формулировка воспитания, измененные правила привлечения к труду и дополнительные обязанности детей и организации в этой сфере (Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ).
Теперь воспитание направлено еще и на формирование у школьников трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Ранее в воспитание включали более общую фразу – «формирование у обучающихся чувства уважения к человеку труда». Она осталась и служит ориентиром при планировании целей воспитания вместе с дополненным текстом.
Одновременно изменили норму о привлечении обучающихся к труду. Как и раньше, трудовое воспитание возможно в рамках образовательной программы. А если вне ее – то в соответствии с трудовым законодательством.
Раньше на труд учеников вне образовательной программы требовалось согласие родителя, а теперь оно не нужно, но необходимо заключить трудовой договор. Его можно оформить с несовершеннолетним, если он достиг 16 лет. До этого возраста надо соблюсти ограничения. А если ученику 14 и меньше лет, то еще и получить согласие родителя (ст. 63 ТК). Дополнительно надо направить ученика на обязательный предварительный медосмотр (ст. 69 ТК).
В Закон добавили новые обязанности для школы и детей.
Ответственным за трудовое воспитание в школе является заместитель директора по УВР или советник директора по воспитанию – в силу своей должности. Дополнительных ответственных можно не назначать, поскольку трудовое воспитание – очень разнообразная сфера и в ее реализации принимают участие все педагоги.
Можете указывать ответственных как исполнителей конкретных мероприятий – в планах-графиках, приказах и других документах. Их работу все равно будет контролировать завуч по УВР или советник по воспитанию.
Основные правила и мероприятия трудового воспитания изложите в ООП – рабочей программе воспитания и календарном плане воспитательной работы школы. Можете внести новые обязанности в Правила внутреннего распорядка учащихся. При необходимости издавайте приказы, чтобы точечно урегулировать детали мероприятий. Передайте родителям памятку, чтобы они были в курсе новшеств.
По-прежнему самый простой способ организовать трудовое воспитание учеников – изложить его в рабочей программе воспитания, которая входит в состав ООП. Это удобно, так как можно запланировать трудовые мероприятия любой направленности и для их реализации не надо брать согласия от родителей, заключать трудовые договоры с учениками или оформлять другие дополнительные документы.
Используйте федеральные рабочие программы воспитания в качестве основы. В их целевом разделе перечислили целевые ориентиры результатов воспитания, в том числе трудового (п. 170.2.9.5 ФОП НОО, п. 166.2.5.3.6 ФОП ООО, п. 130.2.5.3.6 ФОП СОО).
В содержательном разделе распределите мероприятия трудового воспитания по соответствующим модулям, поскольку они сформированы комплексно – каждый модуль охватывает все или большинство направлений воспитания. Например, разработчики федеральных программ предложили включить такие мероприятия:
социальные проекты трудовой направленности, разновозрастные сборы трудовой направленности – в модуль «Основные школьные дела»;
социальные проекты трудовой направленности, которые школа реализует вместе с организациями-партнерами, – в модуль «Социальное партнерство»;
профориентационные мероприятия – в модуль «Профориентация».
Помимо обязательных можете добавить в программу воспитания собственные модули, которые отражают специфику школы.
ВНИМАНИЕ! Не привлекайте детей к тяжелому труду даже в рамках образовательной программы
Все еще действуют ограничения, указанные в пункте 2.10.4 СП 2.4.3648-20. Нельзя привлекать детей:
к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается труд лиц моложе 18 лет;
уборке туалетов, душевых, умывальных;
мытью окон и светильников;
уборке снега с крыш;
выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ;
подъему и переносу тяжестей.
Остальной труд планируйте и описывайте в образовательной программе, как считаете нужным в соответствии со школьной концепцией и методами воспитания и с учетом общих норм законодательства.
«Как организовать трудовое воспитание в школе по новым правилам». В.Е. Ярцева
© Материал из Справочной системы «Образование».