У низкой успеваемости учащегося 4 основные причины. Первая – отставание от нормы в развитии познавательной, мотивационной, эмоциональной сферы. Вторая – педзапущенность: учащийся при нормальном уровне способностей не справляется с программой, потому что не освоил часть базового материала или базовые учебные навыки. Третья и четвертая причина низкой успеваемости – кризисы, через которые проходит ребенок. Это либо нормативный возрастной кризис, либо эмоциональный контекст: травма, конфликт с учениками или педагогами, тревога.
История. Пятиклассник Дима – неуспевающий по русскому языку и математике. К пятому классу не знает основных правил по этим предметам. Он не выучил таблицу умножения, не умеет делить в столбик, не знает падежи и не различает второстепенные члены предложения. Учителя отмечают, что у мальчика нормальные способности, но из-за того, что у него нет твердых базовых знаний, он не может успешно и быстро справляться с заданиями. На уроках развивающего цикла, на истории, окружающем мире, литературе он учится на хорошо и удовлетворительно.
Родители Димы разведены, отец никакого участия в воспитании не принимает. Бабушки и дедушки живут далеко и помочь не могут. Мать молодая, много работает, пытается построить новые личные отношения, учебой с сыном заниматься не успевает.
Главный признак педагогической запущенности: недостаток знаний и умений при нормальных способностях. Ребенок может учиться успешно, но из-за того, что не освоил часть программы когда-то, не справляется с заданиями сейчас.
Будьте готовы к следующим действиям учителя:
1.Учитель проведет диагностику познавательного развития, используя культурно-независимые тесты, которые оценивают способности, а не школьные знания. Например, тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена для оценки невербального мышления, методику «Исключение предметов» С.Я. Рубинштейн для оценки вербального мышления. Цель- убедиться, что программа обучения соответствует уровню развития познавательной сферы учащегося.Например, учащийся с ЗПР обучается по АОП для детей с ЗПР, а нормотипичный учащийся – по общеобразовательной программе.
2.Проверит уровень знаний по предметам, по которым учащийся не успевает: с заданиями какого уровня он может справиться. Например, с заданиями по темам, которые класс изучает сейчас или изучал две недели назад, или месяц назад. Для этого предложит учащемуся выполнить любые 1–2 простых задания по учебнику по той теме, которую проходили 2 недели назад. Не справился – предложит задания начала учебного года. Будет выполнять задания до тех пор, пока не дойдете до того уровня, с которым ученик справляется. Вместе с учителем подбадриваем учащегося ,транслируем позицию: ищем то, что ты можешь делать легко.
Важно. Если уровень сложности образовательной программы вне зоны ближайшего развития учащегося, то он будет неуспевающим
3.Узнает историю учебных трудностей. Вместе с учителем спрашивайте безоценочно, резюмируйте основные этапы и их результаты. Например: «Сначала все шло хорошо, у тебя получалось, а когда вы стали проходить дроби, стало сложно. Сейчас ты не знаешь, с чего начать и что делать, когда видишь задания». Озвучьте достижения учащегося и то, какого результата хотите достичь.
4.Даст обратную связь. Расскажет родителям или педагогу, которые просили провести диагностику учащегося, о педагогической запущенности: в каком классе и на каких темах возник пробел, объяснит стратегию коррекции: опираться на твердые знания, восполнять пробелы в базовых знаниях, отрабатывать типовые задания и их алгоритмы.
Совместно с педагогом продумайте, какие дополнительные задания дать ученику. Напомните педагогу, что положительная оценка за усилия, прогресс, попытки выполнить задания мотивируют.
5.Вместе с учителем начните коррекцию педзапущенности. Договоритесь с ребенком о регулярных коррекционных занятиях. Объясните, что вы вместе с ним выберете, с чего начать, а после придумаете и сделаете памятки, карточки, опорные схемы, которые помогут в выполнении заданий. Расскажите, что на занятиях вы научите способам запоминания материала, будете поддерживать ученика в его дополнительных занятиях по предмету.
Проанализируйте, как ребенок работает с заданиями по предметам: читает ли условия задания, внимателен ли, умеет ли понять вопрос, пытается ли вспомнить или найти алгоритм действий, умеет ли применить правило к заданию. Если какие-либо из этих и подобных общеучебных умений не сформированы, занимайтесь их развитием. Для развития общеучебных умений используйте простой материал, наглядные, понятные, занимательные задания. Обращайте внимание ребенка на алгоритмы, последовательность учебных действий при выполнении заданий.
Рекомендации Александры Фокиной, эксперта в области возрастной психологии, консультировании и психодиагностики детей дошкольного и школьного возраста, межличностных отношений родителей и детей; доцента кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии ОАНО ВО МИТУ, спикера научно-практических конференций федерального уровня, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н. Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №11 Ноябрь 2023