Вместе с юристом и практиком разобрались, как именно их применять. Все новые понятия из Правил собрали в памятке и прописали, какие документы должны быть в каждой школе.
С сентября 2024 года действуют новые Правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (постановление Правительства от 11.10.2023 № 1678). Рекомендуем обратить на этот документ внимание. Далее в статье расскажем, почему новые Правила на самом деле касаются практически любой школы и как избежать претензий со стороны проверяющих и родителей.
Любое применение электронных образовательных ресурсов подпадает под определение электронного образования, которое закрепили в новых Правилах и Законе об образовании (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Получается, что все школы, которые используют ФГИС «Моя школа», в той или иной части применяют электронное обучение и должны организовать работу по новым Правилам.
Новые ФГОС и ФОП активно ориентируют педагогов на использование электронного контента. Каждый раз, когда педагоги дают школьникам задания, которые нужно выполнить с помощью ресурса из списка ЭОР, они применяют или электронное обучение, или дистанционные образовательные технологии (ДОТ). То есть новые Правила распространяются как минимум на большинство ООП НОО, ООО и СОО.
ВАЖНО! ФГИС «Моя школа» и ЭОР – это применение электронного обучения и ДОТ. Если используете их, значит, применяете электронное обучение и дистанционные технологии
Новые Правила существенно отличаются от предыдущих. Правительство добавило в документ детальные нормы, которые соответствуют современным технологиям. Определили порядок введения электронного обучения и применения ДОТ, проведения промежуточной и итоговой аттестаций, сроки публикации документов на сайте, особенности отказа от дистанционки.
В Правилах ввели новые термины и определения, которых нет в Законе об образовании. Все новшества собрали в памятке. Рекомендуем раздать памятку педагогам и родителям, чтобы все одинаково понимали значение новых терминов.
Теперь школа может реализовывать образовательную программу дистанционно полностью или частично (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Но такой способ реализации программ должен соответствовать требованиям ФГОС.
При электронном обучении школьник самостоятельно выполняет задания учителя и использует при этом базы данных, цифровые образовательные сервисы, информационные технологии, технические средства и информационно-телекоммуникационные сети. При этом ученик может не взаимодействовать с педагогом в режиме реального времени.
При обучении с применением ДОТ информационные и телекоммуникационные технологии применяют при опосредованном, то есть на расстоянии, или частично опосредованном взаимодействии ученика и педагога (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Подробнее особенности электронного обучения и обучения с применением ДОТ смотрите в таблице.
Как утвердить, какие программы реализуете с применением электронного обучения и ДОТ
Решение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ принимают совместно со всеми участниками образовательных отношений (п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). То есть участвовать в выборе должны и педагоги, и родители, и школьники.
Оформить решение о реализации программ с применением электронного обучения или ДОТ нужно в виде локального акта. В буквальном смысле это означает, что локальный акт должны утвердить все участники образовательных отношений. Но это противоречит законодательству, так как педагоги, дети и родители не имеют права утверждать локальные акты.
Чтобы утвердить решение и не нарушить требования, есть один безопасный вариант. Поручите коллективам с представителями от педагогов, родителей и детей рассмотреть проекты актов, в которых вы регулируете применение электронного обучения и ДОТ, а затем согласуйте эти документы. Например, такими коллективами могут быть управляющий совет или отдельно совет родителей, совет обучающихся и педсовет. Решения этих органов надо зафиксировать в протоколах. Желательно там указать обе формулировки – что органы согласовали и приняли локальные акты. Тогда вы подтвердите проверяющим, что выполнили требования новых Правил.