2 марта (19 февраля по старому стилю) 2023 года исполнилось 200 лет со дня рождения Константина Ушинского - одного из основателей российской педагогики. Важность воспитания в образовательном процессе, профессиональная подготовка учащихся и универсальность навыков учителя - таковы краеугольные камни его педагогической системы, не утратившей актуальность и сегодня.
Ушинский был основателем философии просвещения, изменившей взгляд на учителя и в частности, сельского. Он утверждал, что каждый педагог должен был быть и швец, и жнец, и на дуде игрец – обладать разнообразными знаниями, понимать специфику крестьянского быта и труда, обладать ремесленными навыками и передавать их детям, понимать сущность сельской жизни. А ведь именно такие учителя нам сейчас и нужны, что, кстати, предполагает и стандарт «Учитель» для подготовки педагогов! Значит, мысли Ушинского можно найти не только в современных представлениях общества о том, каким должен быть учитель, но и в нормативной базе. «Учитель должен уметь всё, быть в состоянии работать со всеми детьми и знать специфику этой работы» – вот лозунг сегодняшнего дня.
Воспитать нравственную личность может только нравственный педагог. Именно Константин Дмитриевич поставил воспитание во главу угла развития человека. Цель воспитания – духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа и его национальный характер, утверждал он. Не эти ли мысли озвучивает нынешнее руководство страны, не этого ли мы ждем от классных руководителей, от «разговоров о важном», не это ли является основной задачей современной российской педагогики? Воспитание гораздо важнее, чем количество знаний, которое учитель передает ученику, подчеркивал великий русский педагог, причем, примером нравственного идеала для ученика должен быть сам учитель. В этом Ушинский видел смысл подготовки учительских кадров, ведь только нравственный человек имеет право учить нравственности детей. Учитель, по Ушинскому, – это живое звено между прошедшим и будущим, поскольку он работает с ребятами, которым в дальнейшем строить нашу страну. Отсюда – огромное внимание, которое он уделял воспитанию. И сегодня мы вновь возвращаемся к этим понятиям и понимаем: воспитание человека-творца – вот задача, стоящая перед каждым учителем, классным руководителем и перед системой образования в целом.
Именно Ушинский стал основоположником нынешнего профессионалитета. Еще в XIX веке он предлагал не выписывать специалистов из-за рубежа, а готовить свои, национальные кадры, и именно под его руководством возникли первые ремесленные, а по сути – профессионально-технические школы, где преподавали отечественные учителя-мастера. В Санкт-Петербурге открылись сразу несколько ремесленных школ, где ребятам преподавали хорошие, специально нанятые ремесленники, а плюс к ремеслу – сапожному, столярному, слесарному их обучали русскому языку, чтению, письму и т.д. Он также говорил, что в ремесленном обучении не надо учить всему сразу, а взять лишь два – три ремесла, а если нет преподавательских кадров, то и одно. Не это ли сейчас видим при профилизации обучения, не об этом ли говорим, когда уже в рамках школьного обучения предлагаем давать ребятам первую профессию ручного труда? А ведь все это – мысли Константина Дмитриевича, фактически создавшего методическую программу ремесленного образования.
В его трудах – «О народности в общественном воспитании», «Человек как предмет воспитания» и др. – заложены все идеи, необходимые сегодня для внедрения в школьную жизнь. Главная из них – мысль о том, что без образования нет государства. Таким образом. наша общая задача – сделать так, чтобы российское образование было качественным, доступным для всех ребят, и чтобы обучали их высоконравственные, патриотичные учителя.