Разберем ситуации с требованиями и возмущениями родителей по поводу общения детей в коллективе. На примерах посмотрим, как реагировать и к каким нормативным актам и методическим рекомендациям обращаться в каждой ситуации.
Проследить, чтобы дети не дружили
Вы должны проследить, чтобы мой ребенок не общался с этим одноклассником, я против их дружбы. Во время перемен и после уроков проследите, чтобы они не общались.
Нет, не должен. Это не значит, что классный руководитель не обязан участвовать в жизни класса, но требование родителя означает нарушить этику. Для педагога не должно быть разделения на «хороших» и «плохих» детей. Задача классного руководителя – налаживать здоровые отношения в коллективе, а не мешать дружбе детей по требованию родителей.
Решить конфликт с помощью закона. Классическим вариантом решения конфликта будет указать родителю на часть 3 статьи 44 и статью 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. У родителя нет права требовать подобное, а у педагога нет таких обязанностей. Объясните, что педагог обязан применять формы, методы обучения и воспитания, которые педагогически обоснованы и обеспечивают высокое качество образования. Разделять детей, изолировать друг от друга – непедагогично. Вы не обязаны выполнять требования родителя, тем более что ни у вас, ни у родителя таких полномочий нет.
Объяснить руководству, что родитель недоволен дружбой с другим обучающимся. Однако школа не вправе повлиять на детей и не должна этого делать. Если второй ребенок не состоит на внутришкольном учете, успеваемость, поведение у него нормальные, то укажите на это. Объясните, что рисков и препятствий для дружбы не видите. Вмешиваться в данный вопрос у вас полномочий нет. Скорее всего, ваши руководители с вами согласятся. Поскольку вопрос носит скорее личный характер, а педагоги и администрация школы должны быть беспристрастны.
Заставить общаться
Вы должны сделать так, чтобы с моим ребенком общались одноклассники.
Согласитесь с родителем в этом вопросе. Если ребенок в коллективе изгой, то это плохо. Классные руководители должны помогать детям адаптироваться в коллективе. В число приоритетных задач деятельности классного руководителя входит:
регулировать межличностные отношения между обучающимися;
содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
помогать обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Как поступить. Изучите Методические рекомендации Минпросвещения от 12.05.2020. В них подробно рассказано, в чем заключается работа классного руководителя. Например, что специфика классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи педагог реализует как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, условия жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой. Поэтому, если с ребенком не общаются другие дети, надо:
выяснить причину;
устранить проблемы в общении;
наладить контакт между детьми.
Надо работать и с коллективом, и конкретно с ребенком, у которого нет друзей. Мама ребенка хочет, чтобы классный руководитель повлиял на других детей, но подход должен быть комплексный. Попросите родителя, со своей стороны, узнать, что мешает ребенку завести друзей. Рассмотрите вариант, при котором стоит привлечь школьного психолога, на это родитель должен дать согласие.
Обратитесь к администрации. Расскажите о ситуации, что есть ребенок, у которого есть трудности в общении со сверстниками. Вы уже ищите причины и предложили родителю оказать ребенку психологическую помощь силами школьного психолога. Родитель согласился подумать. Также объясните, что проводите работу с другими детьми и пытаетесь наладить межличностные отношения между обучающимися.
Знать, кто друг, кто враг
Вы должны знать, с кем дружат дети в классе, а кого избегают.
Да, должен. Это одна из задач классного руководителя. Классный руководитель постоянно взаимодействует с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками школы, учениками его класса, а также администрацией школы (Методические рекомендации Минпросвещения от 12.05.2020). Поэтому классный руководитель должен быть в курсе, с кем дружат одноклассники, а с кем конфликтуют. Школа и ее работники обязаны создавать безопасные условия в школе (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Знать об отношениях детей. Если вы раньше не интересовались взаимоотношениями в коллективе, то самое время начать. Согласитесь с родителем и скажите, что проведете работу, если между детьми конфликт или напряженные отношения, но классный руководитель о них не знал. Поблагодарите родителя за то, что он сообщим вам эту информацию. Покажите, что вы не равнодушны к проблеме. Возможно, это удовлетворит и успокоит родителя. Но на этом останавливаться не стоит, присмотритесь к детям, чтобы предотвратить конфликты и их негативные последствия.
Обсудите с руководством претензию родителя. Объясните, что в поведении одноклассников не заметили негативных моментов. Проведите классный час и поговорите с детьми на тему гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости. Решите с администрацией, надо ли провести анкетирование совместно с педагогом-психологом, чтобы вместе оценить, здоровая атмосфера в классе или нет.
Пресекать попытки высмеять
Вы должны следить, чтобы над моим ребенком не смеялись другие дети и пресекать попытки высмеять его.
В этой ситуации родитель также прав. Насмешки – это один из способов травли, которую необходимо пресекать в самом начале. Классный руководитель должен формировать у школьников высокий уровень духовно-нравственного развития, который основан на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать. Шутки на тему интеллектуальных способностей, материального положения, расовой принадлежности, религии – это не норма. Классный руководитель должен за этим следить и поддерживать нормальные и благоприятные психолого-педагогические условия в классе.
Согласитесь с родителем. Объясните, что стараетесь выявлять и пресекать признаки травли в классе. Но если родителю известно о конкретном случае, то попросите рассказать, чтобы педагог предпринял соответствующие меры в отношении этих учащихся.
Сообщить о травле. Если классный руководитель заметил признаки или узнал о конкретном случае травли, то необходимо в тот же день проинформировать об этом администрацию школы и педагога-психолога. Совместная работа поможет пресечь подобное и предотвратить развитие травли в классе. Проведите анкетирование, классный час, родительское собрание, чтобы подойти к вопросу с разных сторон.
Решать конфликты
Вы должны решать конфликты детей до того, как они перерастут во что-то серьезное.
Конечно, должен. Задача школы и всего педагогического персонала – предотвращать конфликты. Тем более нельзя допускать серьезных последствий таких конфликтов. В этом отношении родитель абсолютно прав. При любом судебном споре, который связан с компенсацией морального или физического вреда обучающимся, будут выяснять бездействовала ли школа и педагоги или же предпринимали меры, чтобы урегулировать конфликт. Если возникнет несчастный случай, к примеру драка, и кто-то получит травму, отвечать также будет и школа, и педагог, которые должны были вовремя среагировать и предотвратить этот инцидент. Также придется расследовать несчастный случай (Положение, утв. приказом Минобрнауки от 27.06.2017 № 602). Поэтому педагог сам должен быть заинтересован в том, чтобы не допускать серьезных последствий из-за разногласий между детьми.
Не игнорируйте конфликты внутри класса. У них есть причины и последствия. Мы уже разобрались в предыдущих кейсах, что классный руководитель обязан следить за атмосферой в классе и межличностными отношениями между обучающимися. Не бойтесь обсуждать проблемы с родителями, возможно, они расскажут то, что поможет в преодолении кризиса. Например, вы вовремя привлечете к работе педагога-психолога. Как только выявите проблему, определитесь со стратегией ее решения. Например, организуйте совместные тренинги, мастер-классы, игры.
Позвольте подросткам почувствовать, что от их решения и действий зависит не только их будущее, но и дальнейшая судьба образовательной организации, окружающих людей. Развивайте в детях духовно-нравственные ценности. Если выявили серьезные проблемы, например, что ребенок находится в социально опасном положении и ему нужна помощь, которую вы сами оказать не можете, сообщите об этом в органы опеки и попечительства, ОВД, КДН.
Сообщать администрации о рисках, о конфликтах детей. Особенно, если сами не знаете, как поступить, с чего начать. Руководитель разработает план действий и даст вам поручение, которые необходимо будет выполнить, чтобы не допустить конфликта. Расскажите, что родитель жалуется на отсутствие контроля с вашей стороны. Правдиво расскажите, в чем причина такой жалобы, опишите конкретный случай, который повлек недовольство родителя и перечислите те меры, которые уже предприняли сами. Если их недостаточно, руководитель подскажет, что еще сделать, чтобы разрешить конфликт или выявить его причины. Если родитель пожалуется еще раз напрямую директору, то у вас уже будет готовый план действий.