Процесс обучения и воспитания неразрывно связаны. Каждый человек, который имеет хоть малейшее отношение к детям, является педагогом. Процесс воспитания начинается в семье и продолжается в учебных заведениях. Педагогика — это совокупность процессов обучения и воспитания, в основе которых лежит передача социального опыта старшего поколения младшему. Современное поколение весьма критично относится к опыту старшего поколения, поэтому приходится действовать методом проб и ошибок. С каждым годом разница между поколениями сильно увеличивается, меняется мировоззрение, отношение к жизни. Также меняется отношение к процессу обучения: если раньше основой образования были знания, умения, навыки, то сейчас во главу угла ставится развитие личности. Но если в основу советского образования закладывались умения и навыки, то в современном образовательном процессе ребенок должен сам «добывать» эти универсальные действия.
Как же работать педагогам с детьми, умеющими ограниченные возможности здоровья? Ведь многие из них обучаются в современной школе. Хотелось бы рассмотреть понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм (РДА); с задержкой развития, комплексными нарушениями развития [1].
Любой состав группы детей требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ. СФГОС дифференцируется за счет наличия различных вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования. Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются уровнем результата (цензовый — нецензовый), структурой основной образовательной программы, планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения.
Н.Н. Малофеев., О.С. Никольская, О.И. Кукушкина рассматривают четыре варианта данного стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ. Системные характеристики требований, которые должны найти выражение в стандарте, будут реализованы на высоком уровне только в случае объединения усилий составителей программы, учитывающей способности детей и педагога, нацеленного на интенсивное, максимально полезное для такого ребенка обучение. Позиция родителей, заинтересованных в раскрытии потенциала своих детей, также должна помочь педагогам, но такая заинтересованность встречается не всегда. Авторы пишут: «Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это действительно необходимо для использования потенциальных способностей ребенка и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения. Огромную роль в будущем ребенка играют несколько факторов: ранняя комплексная помощь, умение адаптироваться в детском коллективе до периода обучения в школе, современный взгляд педагога на процесс обучения ребенка с ОВЗ, современные, нестандартные методы и технологии в обучении» [3].
Современному учителю сложно, но разве учителю когда-нибудь было легко? Исходя из возможностей каждого ребенка, необходим дифференцированный подход. Тут на помощь любому педагогу (логопеду, психологу, дефектологу) должны прийти верные помощники — родители. Которые тоже являются педагогами, прошли сложный период развития и обучения своего ребенка. Как уже говорилось, раннее воспитание и обучение начинается в семье. Это живой организм, на который влияют разные факторы. На современном этапе развития общества логопеду приходится работать с детьми, имеющими множественные нарушения, и не все они видны на первый взгляд. Любое нарушение имеет причину. Все в организме человека взаимосвязано и если что-то приводит к физиологическому сбою, то развитие различных функций происходит по-другому. Самое главное не упустить тот момент, когда помощь наиболее актуальна. Современное общество требует от человека хорошо развитой коммуникативной функции, умения работать в команде, владеть грамотной, четкой дикцией, уметь находиться в коллективе, удовлетворяя потребности большего количества людей.
Если раньше самое частое логопедическое заключение было дислалия (нарушение звукопроизношения), то сейчас дети чаще всего имеют сложную структуру нарушения — это и дизартрия (нарушение иннервации речевого аппарата), и общее недоразвитие речи (нарушение всех компонентов речи: звукопроизношение, бедность словарного запаса, слоговой структуры, недоразвитие грамматических категорий), синдром гиперактивности и дефицита внимания, отягощенное задержкой психического развития.
Раньше чаще всего к логопеду обращались родители с детьми для постановки звуков; дети с тяжелыми нарушениями посещали специализированные учреждения. После занятий у логопеда речь становилась чище и понятней, и по окончании обучения давались рекомендации посещения или массовой школы, или специализированной.
Сейчас контингент учащихся массовой школы сильно изменился. Большинство детей имеют серьезные нарушения речи, т. е. относятся к группе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это не значит, что логопед должен перестать заниматься коррекцией устной и письменной речи. В настоящее время поле деятельности логопеда значительно расширилось и требует от специалиста осознания необходимости меняться вместе со всем обществом. Сегодняшняя задача логопеда — развивать функцию коммуникации и умение этой функцией пользоваться для благополучной социализации ребенка.
В средствах массовой информации появляются сообщения по оказанию услуг для лиц, имеющих нарушения речи, зрения, слуха, интеллекта. Представляется, что для этого ребенок должен владеть минимальными знаниями, умениями и навыками устной и письменной речи, иначе эта помощь будет недостаточна. Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, грамотной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых, однако, имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением. Эти учащиеся не имеют статуса детей с ограниченными возможностями здоровья, но им очень сложно освоить многие школьные предметы. Практически все они проходят лечение у невролога, но при этом серьёзных неврологических диагнозов не имеют. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, что неизбежно приведет к школьной дезадаптации, резкому снижению учебной мотивации, возникающим в связи с этим трудностям в поведении. Особенно хочется выделить детей с нарушением письма и чтения, т. е. имеющих дисграфию и дислексию. Если помощь будет оказана своевременно, ребенок сможет учиться наравне с другими и не испытывать особых проблем. А. Корнев написал книгу «Нарушение чтения и письма у детей», в которой описал методику выявления и коррекции дислексии. Эта книга выдержала многочисленные переиздания. Также в 2010 г. вышла книга «Методика обучения чтению дошкольников», в которой разработан облегченный метод обучения чтению, который может быть доступен детям с подобными проблемами и поможет предупредить проблемы в будущем. Можно сказать, что успешность коррекционной работы зависит от временных параметров: чем раньше ребенок попадет к специалисту, тем больше вероятность преодоления его нарушений [2]. Оптимально, если родители обратятся до школы, что-то еще можно исправить в начальных классах, но если ребенок приходит за помощью в средней школе, например, в пятом классе, ему уже трудно помочь. Велика вероятность, что такой ребенок, к сожалению, останется на всю жизнь функционально неграмотным. Он будет взрослым, который не умеет читать.