Николай Бутов,директор МБОУ СОШ № 42, г. Белгород, Белгородская область, победитель регионального кадрового проекта губернатора Белгородской области «Новое время», 2020 год, призер регионального этапа Всероссийского конкурса «Флагманы образования», 2023 год о том, почему важно уделять внимание командообразованию на встречах и как преподносить информацию о нововведениях, чтобы заинтересовать коллектив. А еще для вашего удобства составил примерный план педсовета.
Педагогический совет как рабочее собрание подразумевает формальный стиль взаимодействия. Поэтому в педсоветах педагоги участвуют неактивно. Чтобы изменить отношение к встрече, надо изменить формат. Далее – интересные идеи, как поменять отношение педагогов к заседанию. Я разделил педсовет на пять тем, к каждой из них подобрал свой формат:
анализ работы школы за 2023/2024 учебный год – «Пазл»,
результаты ГИА в 2024 году – «Четыре четверти»,
изменения в учебных планах НОО, ООО И СОО – «Брифинг»,
новые члены педагогической команды и секреты успеха лучших – «Красная дорожка»,
цели образовательной организации на 2024/2025 учебный год – «Путешествие в будущее».
Как разделить коллектив на педсовете?
Необходимо заранее разделить всех присутствующих на педагогическом совете на четыре группы. Зонируйте помещение таким образом, чтобы группы были отделены друг от друга. Информацию об этом и списки групп нужно разместить в общем чате педколлектива заранее. После каждого вопроса предлагаем каждой группе сменить положение: движением по часовой стрелке, по диагонали, через Х, через одного и так далее.
Формат «Пазл»
Для первого вопроса предлагаем использовать формат «Пазл». Для этого необходимозаранее подготовить детали пазла с инфографикой на них по теме выступления. Детали нужно раздать каждой группе. На всех пазлах должна быть инфографика по содержанию выступления и ошибочная. Задача каждой группы – вычленить верную деталь.
В конце выступления каждая группа сдает ошибочные пазлы и оставляет правильные на их взгляд. Затем выступающему нужно открыть слайд с пустым шаблоном пазла и постепенно складывать его в электронном виде. В итоге полностью или частично собирается пазл с инфографикой по анализу работы школы. Разместите его в социальных сетях школы.
Такой формат помогает развить мотивацию и формировать соревновательный дух
Формат «Четыре четверти»
Для второго вопроса используйте формат «Четыре четверти». Для этого нужно сообщить каждой группе их название: первая, вторя, третья и четвертая четверть. Задача каждой группы – разработать план мероприятий, чтобы улучшить результаты ГИА в 2025 году. В конце каждая группа должна предложить план мероприятий на четверть, и затем создать годовой план работы, который учтет все мнения. <2>
Этот способ развивает включенность коллектива в тему заседания и формирует профессиональное мнение.
Формат «Брифинг»
Воспользуйтесь форматом «Брифинг», когда рассматриваете третий вопрос. Необходимо заранее разделить всех присутствующих на четыре группы: эксперты, консультанты, пресса, родители. Эксперты готовятся заранее, поэтому логичнее всего данные роли предложить заместителям, руководителям методобъединений и учителям-предметникам. После части с выступающими пресса и родители задают вопросы экспертам и консультантам. Итог – публикация в официальной группе в социальных сетях в форме вопрос-ответ. Формат помогает педагогам ощущать собственную значимость и формировать заинтересованность
Формат «Красная дорожка»
Четвертый вопрос предлагаем рассмотреть в формате «Красная дорожка». В центре помещения нужно расстелить красную ковровую дорожку, предложить по ней пройти новым членам коллектива и тем сотрудникам, чьи достижения за учебный год можно смело назвать лучшими. Важно подобрать музыкальное сопровождение для данного этапа.
Когда педагог пойдет по красной дорожке, нужно вывести на экран сведения о нем, его достижения. После все работники, которые прошли по дорожке, выстраиваются перед коллективом и говорят о себе в формате неоконченных предложений «Многие знают, что я... Но мало кто знает, что я...». Когда один заканчивает говорить о себе, то та группа, в которой он работал во время педагогического совета, дает коллективу обратную связь о нем в формате «Многие знают, что (ФИО)... Но мало кто знает, что (ФИО)...».
Если останется время, предложите пройти по дорожке тем педагогам, кто был близок к успеху, но не смог. Это позволит прожить им вместе с коллегами свои переживания и зарядит положительными эмоциями.
Такой способ помогает снимать эмоциональное напряжение, развивать навыки публичного выступления, расширять представления о профессиональном успехе
Формат «Путешествие в будущее»
Пятый вопрос осветите в формате «Путешествие в будущее». Отправьтесь в путешествие во времени на педсовет по итогам 2024/2025 года, на котором озвучите достижения обучающихся, членов педагогической команды и школы. Они должны быть амбициозными.
Заранее нужно подготовить небольшие именные карточки со всеми тезисными достижениями. После «путешествия» нужно раздать их и напротив каждого достижения попросить написать профессиональный вклад. Затем собрать их. Руководителям методобъединений и административной команде необходимо проанализировать ресурсные моменты, зоны развития и амбиции всех членов команды, чтобы построить грамотный маршрут в новый учебный год.
Этот формат развивает навыки планирования, оценки и самооценки сильных сторон, формирует представление о зонах профессионального роста