Родители считают, что классный руководитель обязан отвечать за обучающегося после окончания занятий. Например, проследить, чтобы он дошел домой, или сидеть с ним до тех пор, пока не передадут его членам семьи. Претензии понятны, если речь идет о младшем школьнике. Но требования доходят до абсурда: ученика 8-го класса просят не отпускать домой до прихода родителей, чтобы он не общался с одноклассниками после школы.
Как реагировать в подобных ситуациях и не раздражаться. Вы узнаете, в каких случаях необходимо прислушаться к просьбе, а когда родители пользуются вашей гиперответственностью.
Сообщать, где ребенок
Вы должны сообщить мне, где мой ребенок. Неважно, что уроки уже закончились и он ушел из школы.
Не отвечать на эмоциях. Такая претензия может вызвать негодование или тревогу. Если это произошло, остановитесь на минуту, представьте медленно текущую белую воду, или костер на берегу, который постепенно гасят волны, или бегущие по небу облака. Не отвечайте, пока захвачены эмоциями.
Напомните, что педагог отвечает за ребенка только на время его пребывания в ОО. Задайте вопрос, с чем связаны такие ожидания родителей. Какие бы аргументы не назвали в ответ, повторите, что надзор за ребенком школа несет только в учебное время.
Встретиться с администрацией. Если по этому вопросу вас пригласил замдиректора, приносите с собой расписание уроков в классе, чтобы было видно, до какого времени вы можете знать, где находится ребенок, и отвечаете за это.
Следить после школы
Вы должны проследить, что мой ребенок дошел из школы домой и никуда не зашел по пути.
Действуйте аналогично предыдущему случаю. По возможности добавьте признание чувств родителя. Скорее всего, он слишком тревожен и не знает, как справиться с тревогой.
Сразу возражайте. Нет, педагог не должен и не может такое отслеживать. Спросите, с чем связана такая просьба. Признайте чувства: «Понимаю, вы хотели бы...», «Понимаю, вы беспокоитесь». Расскажите, что существуют электронные приложения, позволяющие отслеживать, где находится ребенок.
Подготовьте устную характеристику ребенка и его семьи для администрации. Расскажите, какова степень активности, чему уделяют преимущественное внимание, обходится ли ребенок без повышенного контроля педагогов в учебном процессе, соблюдает ли данные обещания, как родители реагируют на трудности ребенка, которые узнают от учителей и его самого.
Сидеть с ребенком до вечера
Вы должны сидеть с моим ребенком, пока я его не заберу после 18:00.
Проговорить, что вы должны. Если вы подумаете, что в самом деле обязаны дождаться родителей после окончания рабочего дня, проговорите или запишите для себя, за что именно вы отвечаете в работе, что вы должны, кому и почему. Попробуйте способ «5 почему»: задайте себе вопрос, почему вы считаете, что должны дождаться, дайте себе ответ на него. Например, жалко ребенка. Задайте вопрос «почему» к этому ответу и дайте новый ответ. И так пять раз.
Информировать родителей об ответственности. В начале работы с классом информируйте семьи, что педагоги отвечают за детей только в свое рабочее время, забирать детей надо не позже 18:00. Если родители опоздают за ребенком три раза, ОО обязано информировать органы опеки и попечительства. А если родитель опаздывает за ребенком на час и более, педагог вправе с первого же раза вызвать полицию. Напоминайте это правило и следуйте ему.
Напишите на имя руководителя ОО докладную записку. Проинформируйте, приходят ли родители за ребенком в установленное время, и оповестите о требованиях родителей дожидаться их после рабочего времени. Укажите, что такой возможности не имеете и в случае опозданий родителей будете действовать согласно законодательству, инициировать обращение в органы опеки и попечительства. Не соглашайтесь на дополнительное время ожидания, иначе этим будут злоупотреблять.
Не отпускать одного
Вы не должны отпускать ребенка одного домой.
Мыслить рационально. Если указание на ваш «долг» задевает или раздражает, старайтесь снизить эмоциональность, увеличить рациональность. Попробуйте прием «владение разговором» – владеет им тот, кто задает вопросы. Спрашивайте побольше.
Разобраться, правомерно ли это требование. В уставе ОО прописывается, как учеников отпускают домой. Как правило, учеников начальной школы без родителей не отпускают, для учеников средней и старшей школы родители пишут заявления. Если имеется заявление, что ребенок уходит сам, претензия неправомерна. Если его нет, родитель, скорее всего, прав.
Напомните правила, как организован уход детей домой. Спросите, помнит ли их родитель. Изменилось ли что-то в его позиции. Почему он не пришел за ребенком или почему теперь хочет, чтобы ребенка не отпускали, несмотря на заявление. Готов ли он переписать заявление. Если заявления нет, а вы отпустили ребенка, сразу приносите извинения, узнавайте, как ребенок добрался, и следите в дальнейшем, чтобы он один не уходил.
Разговор с администрацией: написать объяснительную и извиниться. Если вы нарушили правило, пишите объяснительную. Сделайте это еще до разговора с администрацией и готовьтесь принести извинения. Если родитель внезапно изменил свою позицию, раньше можно было отпускать, а теперь вдруг стало нельзя, несите копию заявления или служебную записку. В ней опишите, какие договоренности имелись и как все происходило раньше.
Писать о концертах
Вы должны сообщить мне, что мой ребенок остался в школе на концерт/классный час.
Различать обоснованные требования злоупотребления. Обращать внимание на чувства обиды и тревоги, возникающие в результате чьих-то запросов, – они часто указывают, что вами манипулируют. Чтобы противостоять манипуляциям, осознавайте свои эмоции и границы и смело называйте истинные цели: «Вы хотите, чтобы я взяла на себя дополнительную нагрузку?»
Всегда сообщать о мероприятии. Напишите в родительский чат, если он есть, или смс-рассылкой, что класс пошел на внеурочное мероприятие. Если в мероприятии участвуют не все ученики, укажите пофамильно в сообщении, кто пошел на мероприятие, а у кого уроки уже закончились. В ответ на требование родителя сообщать, что ребенок остался в школе, укажите, что вы оповещаете об этом в чате, в персональном информировании необходимости нет, это в ваши обязанности не входит.
Принести скриншоты чатов руководству. Сохранять такие скриншоты у себя после каждого сообщения о мероприятии, чтобы не быть голословным.