История. У ученицы 6-го класса Юли неудовлетворительные отметки по математике, русскому и английскому языкам, истории, физкультуре. Девочка выглядит сжавшейся, «забитой», тихо и грустно говорит, ходит сгорбившись, сидит на краешке стула, отводит глаза, часто теребит что-нибудь в руках. Учится слабо с 1-го класса. С детства медлительная, ранимая, осторожная. Воспитывается гиперопекающей энергичной матерью и бабушкой. В школу пошла охотно, уже умела читать и писать, была усидчива, но часто получала замечания от учительницы за медлительность, тихий безынтонационный голос, ошибки. Учительницу очень боялась. Часто болела, после больничных делала задания хуже и медленнее. От крика и замечаний учителей всегда пугалась, сжималась, говорит, что и до сих пор, когда ругаются, будто не слышит, не воспринимает, не может сделать элементарное задание. На любой проверочной работе из-за волнения допускает больше ошибок, не может сосредоточиться.
Дома задания выполняет сама, в классе еле справляется или не справляется вообще. Признается, что мечтает заболеть чем-то серьезным, чтобы долго не ходить в школу. В спокойной обстановке задания выполняет удовлетворительно, но в условиях критики, спешки, проверки сразу не может справиться.
Невротические расстройства – психогенные обратимые нарушения. Человек неадекватно и неэффективно реагирует на трудности в своей жизни. Например, на школьные трудности. В таком случае развивается дидактоневроз – результат стрессового воздействия школы: перегрузки, наказания стыдом, высмеивания и устрашения, предвзятое отношение, конфликты в учебном процессе.
Симптомы дидактоневроза: высокая школьная тревожность, страхи. У учащегося падает самооценка, пропадает учебная и познавательная мотивации. Часто возникают тики, заикание, энурез, нарушения сна.
Важно.Прием «Нагрузка направо» – нагрузи движениями правую часть тела, чтобы активировать левое полушарие мозга. Например, только правой рукой разложи на столе несколько карандашей в форме елочки
Установите контакт. Расскажите учащемуся, что вы хотите помочь ему. Используйте активное слушание, безоценочный опрос. Дайте первую обратную связь: расскажите о большом количестве негативных эмоций, из-за которых учебная деятельность сбивается. Объясните, что сила эмоций становится меньше, когда они отреагированы: выражены и прожиты.
Позвольте учащемуся выплеснуть негативные эмоции.Предложите задания разных типов. Используйте прием вербализации эмоций: попросите учащегося проговорить то, что он чувствует. Предложите арт-приемы: нарисуй, слепи и расплющь, нарисуй и измени, изобрази это переживание сначала страшным и опасным, а потом смешным или милым и безопасным. Еще предложите ему попробовать телесно-ориентированные приемы. Например, говорить про чувства и бить специальную подушку, пинать мяч, рвать картон.
Поговорите о важности эмоций. Обсудите с учащимся, как его эмоциональное состояние влияет на его обучение. Помогите ученику назвать и понять его эмоции. Например: «Когда она говорит, что ты не сдашь ЕГЭ, она, скорее всего, хочет, чтобы ты сделала это задание правильно. Но ты слышишь угрозу, тебе становится страшно за свое будущее. Ты веришь этим словам, начинаешь беспокоиться. Твои силы уходят на то, чтобы подавить волнение».
Расскажите, как скорректировать эмоциональное состояние. Объясните, что так будет легче справиться с учебными трудностями. Расскажите о способах, которыми вы работаете, например, о приемах релаксации, специальных техниках. Попробуйте способы, о которых мы рассказывали в статье.
Избегайте таких указаний, как «не волнуйся», «просто успокойся», «не думай об этом», «возьми себя в руки». Учите опознавать, что учащийся чувствует, и находить, на что опереться. Например, от страха будущего возвращаться в настоящее.
Как корректировать успеваемость. Например, всегда давать образец и памятку к заданию, снизить темп,
следить за фоном взаимодействия и обеспечить ребенку опыт успеха.
Составьте письменную характеристику. Пропишите в ней, что безопасная эмоциональная атмосфера – обязательное условие коррекции успеваемости. Опишите влияние эмоциональных условий на учебную деятельность ученика. Дайте рекомендации, как обеспечить эмоционально благоприятный фон. Например, не торопить, вместо этого назвать, что уже сделано и что делать дальше. Не говорить о качествах ученика, говорить о том, что поможет вспомнить или понять, как действовать. Разрешить пользоваться опорными материалами во время ответов.
Учите спокойно реагировать на эмоции, выражать их без вреда для себя, восстанавливать ресурсное состояние.
Александра Фокина, эксперт в области возрастной психологии, консультировании и психодиагностики детей дошкольного и школьного возраста, межличностных отношений родителей и детей. Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №11 Ноябрь 2023