Всё просто: это заложено во ФГОС. А всё, что есть в Стандарте образования, то нужно проверять и оценивать достижения.
Другое дело, что ФГ необходимо формировать с помощью специально подобранных заданий. А формулировать такие задания умеют (хотят) не все.
Два примера для понимания заданий, о которых мы говорим.
1. Математика.
🔹 Задача, на основе которой трудно формировать ФГ: У Риты было 5 карандашей, а у Вити на 2 больше. Сколько карандашей у детей?
🔺 Задача, на основе которой можно формировать ФГ: У Риты было 5 карандашей, а у Вити на 2 больше. Хватит ли ребятам карандашей для работы, если они отдадут одноклассникам 6 карандашей?
2. Русский язык.
🔹 Упражнение, на основе которого трудно формировать ФГ: Найди заданное слово в толковом словаре.
🔺 Упражнение, на основе которого легко формировать ФГ: Составь такой текст, который можно поместить в толковый словарь.
Разница очевидна: в одном случае представлены практические задания, в которых уже дан путь решения, а в других заданиях необходимо проявить исследовательские умения.
⚡️ Функциональная грамотность (читательская, естественно-научная, математическая) - это наше настоящее, и учителя вынуждены работать над ее формированием. Потому что всё равно будут проверять.