Предлагаем опыт школы, в которой много детей-иностранцев. Коллеги из Выборга поделились своими наработками, как адаптировать детей-иностранцев и инофонов к образовательной деятельности и самостоятельно обучить русскому языку по новому Порядку Минпросвещения. Эксперт в области качества образования Марина Лазарева, подтвердила, что построенная система обучения соответствует законодательству и действенна.
Приоритеты работы с детьми-мигрантами и инофонами
1. Создать благоприятные условия, чтобы социализировать детей-иностранцев и инофонов.
2. Повысить качество образовательных результатов детей-мигрантов и инофонов.
3. Усовершенствовать систему индивидуальной поддержки детей, чтобы они достигли прогресса образовательных результатов.
Определить цели и задачи образовательной программы для детей-иностранцев и инофонов
Чтобы школе повысить уровень владения русским языком детей-мигрантов и инофонов, первым этапом мы проанализировали образовательные потребности. Оценили нужное методобеспечение, хватает ли педагогов по русскому языку. Провели опрос среди педагогов, которые уже работают в школе, какие профессиональные затруднения они испытывают. На основе этого анализа установили приоритетные направления программы адаптации школьников.
Далее организовали методическую работу с педагогами, чтобы повысить компетенции в области работы с детьми-иностранцами и инофонами. Еще понадобилось создать условия для психолого-педагогического сопровождения обучения, социальной, языковой и культурной адаптации.
Составить алгоритм, чтобы адаптировать учеников. Опытным путем мы выделили шаги, чтобы полноценно подготовить школу к обучению детей-иностранцев и инофонов. Предлагаем вам воспользоваться нашим алгоритмом. Далее читайте подробное описание шагов.
Шаг 1. Провести SWOT-анализ. Для этого нужно создать таблицу-сетку в виде квадрата с четырьмя блоками. В первом блоке отметьте сильные стороны и характеристики школы, во втором – слабые стороны и пробелы. Третий блок нужно наполнить возможностями развития образовательной организации по направлению. В четвертом – трудности и угрозы, с которыми столкнется образовательная организация, когда будет организовывать работу с детьми-мигрантами и инофонами. Смотрите нашу сетку, чтобы сделать свою по образцу.
Шаг 2. Создать рабочую группу. На этом этапе нужно издать локальные нормативные акты, в которых установите ответственных за адаптацию учеников. Также описать задачи, которые работники должны выполнить.
Шаг 3. Составить модель адаптации. Пропишите в модели адаптации все возможные способы, как социализировать детей-иностранцев и инофонов. Вот что указали мы: индивидуальный подход, адаптированные задания, наставничество типа «ученик – ученик». Предлагаем вовлекать таких школьников в обучение по программам дополнительного образования, исследовательскую и проектную деятельность. Реализовать курс внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный». По запросу родителей детей-мигрантов и инофонов школа должна организовать занятия с педагогом-психологом, дефектологом, логопедом. Поэтому образовательной организации нужно установить социально-педагогическое сопровождение для учеников.
SWOT-анализ поможет проанализировать перспективы развития школы и затруднения
Шаг 4. Разработать программу адаптации. Определите те мероприятия, которые школа сможет реализовать в первую очередь. Это может быть только в рамках допобразования или внеурочной деятельности. Здесь нужно ориентироваться на возможности школы.
Шаг 5. Провести деятельность по направлению. Поручите ответственным проводить мероприятия из программы адаптации детей-мигрантов и детей-инофонов. Важно не упускать на этом этапе профилактику конфликтного поведения. Для этого можно организовать тренинги, профилактические занятия с социальным педагогом, педагогом-психологом. Регулярно следует повышать квалификацию педагогов и руководителей, отслеживать динамику.
Шаг 6. Проанализировать результаты. Чтобы понимать, получают ли дети-мигранты и инофоны необходимые условия и как усваивают материал, мы оценили результаты. Вы можете провести сами или поручить ответственным организовать тестирование учеников и анализ степени вовлеченности педагогов в работу.
Шаг 7. Контролировать результаты работы с детьми-мигрантами и инофонами
На этапе контроля вам нужно проверить, чтобы нормативно-правовые документы школы соответствовали требованиям закона. Далее проконтролировать психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей-иностранцев и инофонов. Оценить степень удовлетворенности изменениями всех участников программы. Для этого организовать и провести их анкетирование. Чтобы наблюдать динамику вовлеченности педагогов в работу, степень удовлетворенности программой учеников и родителей, поручите ответственным регулярно проводить опросы. На основании результатов сделайте выводы и спланируйте дальнейшую работу.
Чтобы адаптировать детей-мигрантов к обучению в вашей образовательной организации, привлекайте организации, которые сотрудничают со школами в рамках сетевого взаимодействия: районные библиотеки, дома молодежи, дома творчества, информационно-методические центры, учреждения дополнительного образования, музеи.