Грамотными формулировками! Словом, за которым стоит дело.
Вот алгоритм:
1. Берёте чистый лист. Делаете три колонки.
2. Крайняя лева колонка — список внешних активностей, в которых – хотите того или нет, старшеклассникам придется участвовать. Основания для списка – региональные проекты, поддержанные муниципальным Управлением образования. Остальное — факультативно.
3. Взвешиваете относительное время участия во внешних мероприятиях. Если остается на внутришкольные профориентационные мероприятия – отлично! – тоже включаете их в список.
4. Открываете ФГОС СОО на странице требований к метапредметным образовательным результатам. Распределяете требуемые результаты по сформированному списку. Это вторая колонка на листе.
Важно: прежде чем окончательно закрепить ФГОС-овский результат за мероприятием из списка, подумайте, как его можно будет оценить. Блиц-опросом, экспресс-анкетированием, фокус-группой, экспертизой выполненного проекта, проективным эссе и др.
5. Заполняете третью колонку. В ней — форма оценки достигнутого результата и пометка, кто берет результат в работу (кто его анализирует).
Как только вы простроите цепочку от внешней обязаловки к результатам по ФГОС, вы поймете, что ФГОС можно реализовывать партнерскими руками.
Главное – способность «взвешивать» пользу внешнего-национального на языке внутреннего-ФГОС-овского!