Установили перечень прав педагогов при травле и буллинге
Перечень прав педагогов установлен в части 3 статьи 47 ФЗ-273. Обобщенно их назвали академическими, но по факту они включают еще и общегражданские, и конституционные права.
Защита через обращение. Все перечисленные в перечне права возможно защищать через обращение в администрацию школы, комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и иными законными способами. Законодатель не сделал исключений.
Нарушение права считается травлей. Право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Нарушение этого права подпадает под категорию буллинга – травли, агрессивного преследования и издевательства над одним из членов коллектива со стороны другого или группы лиц.
Травле может подвергнуться любой педагог – с низким материальным достатком, молодой или пожилой, выделяющийся внешним видом или национальностью. В группе риска также педагоги с профессиональным выгоранием и новенькие в коллективе.
ПРИМЕР. Формы буллинга
По результатам исследования, проведенного сотрудниками НИУ ВШЭ, самыми распространенными формами буллинга стали ситуации, когда:
– ученики дразнят учителя;
– придумывают клички и прозвища;
– игнорируют учителя;
– обсуждают его личную жизнь;
– демонстрируют презрение с помощью жестов или взглядов;
– специально нарушают дисциплину;
– отказываются выполнять требования.
Буллинг испытывали минимум 70% опрошенных учителей. С жесткой формой буллинга – угрозами от учеников – сталкивался хотя бы раз в жизни каждый второй учитель. Из них 5,8% отметили, что это происходило регулярно. 42% респондентов сталкивались с медиатизированной формой буллинга – кибербуллингом. Он проявляется через оскорбительные письма и посты в соцсетях.
Важно разобраться, чем отличается травля от обычного конфликта, чтобы педагоги отстояли свои права и смогли себя защитить в случае травли. Смотрите Памятки.
Механизмы, чтобы защищать педагога от буллинга. Вместе с правами установили механизмы защиты педагогов. Работники вправе воспользоваться ими самостоятельно или через своих представителей. Есть три основных способа:
направлять в органы управления школы обращения о применении дисциплинарных взысканий к ученикам, которые нарушают или ущемляют права педагогов;
обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
использовать иные способы защиты, не запрещенные законодательством.
Перечисленные механизмы были доступны педагогам и ранее – их устанавливали нормы Закона об образовании, ГК и ТК, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Видимо, цель поправок – обобщить эти нормы и включить их в акт, который часто используют именно педагоги.
Официальные способы защиты педагогов от буллинга
Чтобы защитить свои права педагог вправе подать обращение-жалобу работодателю (ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, ч. 3.1 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, абз. 12 ст. 21 ТК). В жалобе возможно потребовать, чтобы образовательная организация привлекла к дисциплинарной ответственности ребенка, который нарушает или ущемляет права педагога.
Обращение допускается составлять в свободной форме и подавать в удобном виде:
электронном – по электронной почте, через форму обратной связи на сайте или сообщением на госпаблике;
бумажном – принести лично, направить почтой или курьером.
Составить жалобу. Включите в обращение суть жалобы и ее обстоятельства. Дополнительно рекомендуем провести личную встречу с педагогом. Часто люди не могут описать то, что реально думают или чувствуют, им проще рассказать. В ходе такой беседы могут открыться новые обстоятельства, которые поменяют способ решения проблемы.
Создать комиссию по урегулированию споров. Законодатель не урегулировал процедуру, поэтому порядок создания, организации работы комиссии и принятия решений в ведении школы (ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В качестве основы для локального акта Минпросвещения предлагает использовать примерное положение о комиссии, направленное письмом Минпросвещения и Общероссийского Профсоюза образования от 19.11.2019 № ВБ-107/08, ВБ-107/08/634.
Защитить честь в суде. Обратиться в суд – официальный способ защиты чести и достоинства педагога. Например, подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в суд общей юрисдикции (ст. 152 ГК). Это позволит удалить или опровергнуть информацию, которую распространили в печати, по радио и телевидению, в других средствах массовой информации, интернете либо сообщили в любой, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Чаще всего порочащая информация распространяется в социальных сетях, поскольку это самый доступный ресурс для подростков и родителей. Однако оспорить получится только факты, которые можно проверить и доказать их несоответствие действительности. Оценочные суждения, мнения, убеждения ответчика оспорить будет невозможно. Иск подают в районный суд по месту жительства ответчика (ст. 24, 28 ГПК). Ответчиком может быть автор или редакция СМИ, распространившие сведения, либо лицо, которое давало интервью со спорной информацией.
Пожаловаться в правоохранительные органы. Если педагог считает, что подрывающие его репутацию сведения не соответствуют действительности, то вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением на клевету. В Уголовный кодекс вернули это преступление, поэтому сотрудники прокуратуры или полиции будут обязаны принять заявление и разобраться в деталях дела (ст. 128.1 УК).
К заявлению лучше приложить материалы, которые подтверждают ложность распространенных сведений. Без доказательств правоохранители могут принять клевету за субъективное оценочное мнение. Оно не предполагает уголовную ответственность.
Взыскать компенсацию за клевету. Работник вправе взыскать моральный и материальный ущерб, который понес из-за порочащих сведений (ст. 15, 151 ГК). Однако размер ущерба обосновать сложно. Придется предоставить суду чеки и платежные документы, например, за лечение. При этом суд будет разбираться, насколько тесно связано заболевание с подрывом деловой репутации, не является ли это простым совпадением.
За публичную клевету в интернете виновному грозит одно из пяти видов наказаний:
штраф до 1 млн руб. или зарплаты, иного дохода осужденного за период до одного года;
обязательные работы на срок до 240 часов;
принудительные работы на срок до двух лет;
арест до двух месяцев;
лишение свободы на срок до двух лет.
Если клевета содержала обвинение педагога в преступлении против половой неприкосновенности и половой свободы личности либо тяжкого или особо тяжкого преступления – например, в изнасиловании, доведении до самоубийства, крупной краже – то наказание будет суровее. Штраф может дойти до 5 млн руб., а лишение свободы – до пяти лет (ч. 5 ст. 128.1 УК).
Одновременно обратиться в две инстанции. Педагог вправе одновременно обратиться в правоохранительные органы и суд. Либо после возбуждения уголовного дела подать гражданский иск о защите чести и достоинства, возмещении ущерба. В последнем случае, возможно, будет немного проще инициировать процесс. Суды охотнее принимают заявление, когда сотрудники правоохранительных органов уже провели предварительную работу и собрали достаточно доказательств, чтобы обосновать клевету.
Неофициальные способы защиты педагогов от буллинга
Публичное извинение и процедура медиации – это неофициальные способы защиты. Если человек готов самостоятельно удалить из публичных источников порочащую информацию, этого достаточно, чтобы загладить вину.
Попросить публично извиниться. В случае, когда оскорбления и клевета распространялись устно перед коллективом школы, возможно попросить правонарушителя так же публично извиниться. Однако не стоит заставлять – особенно, детей. Если коллектив организации будет принуждать хулигана к извинению, то лучше от этого не станет. Просто педагоги и ученик поменяются местами, а факт психологического насилия в отношениях останется. При этом закон запрещает применять любые формы физического и психического насилия как к детям, так и к педагогам (п. 9 ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Использовать процедуру медиации. Медиация – это способ решить спор мирным путем. Стороны конфликта вырабатывают взаимоприемлемое решение при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора (разд. 1 Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 28.04.2020 № ДГ-375/07). Минпросвещения рекомендует создавать в школе службы медиации, чтобы предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, работать с последствиями асоциальных проявлений, правонарушений (письмо Минпросвещения от 28.04.2020 № ДГ-375/07).
Есть два варианта привлечь работников для медиации. Первый – пригласить стороннего медиатора. Им может быть совершеннолетнее несудимое лицо, обладающее полной дееспособностью (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ). Других требований законодатель не предъявляет. Специалист вправе выполнять функции платно и бесплатно – по своему усмотрению. Лучше выбрать опытного медиатора с хорошими отзывами, ведь от его мастерства зависит результат процедуры. Информацию, где и как искать медиатора для ОО, собрали в памятке. Второй вариант – педагог-психолог образовательной организации. Для этого он должен иметь опыт медиации и быть беспристрастным. Главное, чтобы кандидатуру медиатора одобрили обе стороны конфликта (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 193‑ФЗ).