Конструктором, сюрпризами августа-сентября и неоднородностью региональных решений.
Что касается Конструктора, он плавно, но верно обозначил «присутствие» РАО в программно-методическом обеспечении ФГОС-21. Более 70 % рабочих программ под ФГОС-21 были разработаны в Конструкторе.
Очевидно, что платформа «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru (https://edsoo.ru/) будет набирать вес. Уже сейчас, помимо конструктора рабочих программ, на платформе размещен конструктор учебных планов, а в ближайшие месяцы ожидаем конструктор федеральных рабочих программ. Они придут на смену примерным рабочим, по мере перехода на федеральные основные образовательные программы (ФООП).
Если в апреле-августе можно было сохранять факультативное отношение к конструктору РП, то в следующем учебном году – уже нет. Как минимум, в отношении тех РП, которые будут предписаны для обязательного применения:
НОО - Русский язык, Литературное чтение и Окружающий мир
ООО, СОО - Русский язык, Литература, История, Обществознание, География и Основы безопасности жизнедеятельности.
Сюрпризы августа-сентября – это:
- изменения в учебном плане ООП ООО (август);
- изменение Примерной программы воспитания (сентябрь).
Августовский «сюрприз» был более-менее подготовлен; проект изменений в учебные планы и курс ОРКСЭ все видели, и, кто хотел, могли составить «запасной вариант» учебного плана для его реализации с первого сентября 2022 г. Но поскольку такое хотение – роскошь, то увеличенный объем учебных планов просто приняли к сведению. Изменения будем вносить уже к сентябрю 2023 г.
Сентябрьский сюрприз стал таковым в полном смысле слова. Несмотря на то, что новая программа одобрена протоколом от 23 июня 2022 г., в открытом доступе она появилась только в сентябре. Причем сначала на сайте Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, а уже потом на сайте https://fgosreestr.ru/. Новая программа воспитания имеет иную, чем в 2019 г. структуру и сориентирована на направления воспитания, предписанные ФГОС-21. Понятно, что без обновления программы воспитания у себя в ООП уже не обойтись.
Что касается региональных решений, то переход на обновленные ФГОС НОО и ООО стал маркером влияния РОИВ на управление школой. Большинство муниципальных образований «взяли под козырек» и переходили на обновленные ФГОС не первыми-пятыми классами, а по-другому, подчас не имея должных условий для перехода. Методическое сопровождение было важно как никогда. Приходилось компенсировать региональные «подвиги» твердостью понимания, что при любом ФГОС главное – это уклад, урок и педагог!